Одним из претендентов на покупку теплохода «Максим Горький», построенного в 1934 году и известного как «яхта Сталина», является Азербайджанское каспийское морское пароходство (АКМП), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на генерального директора Московского речного пароходства (МРП), которому принадлежит судно, Константина Анисимова.

Город Баку
Почти миллиард долларов вложили в строительство в Баку в 2017 году

Вторым кандидатом на покупку, по его словам, является администрация Нижнего Новгорода, на местной верфи которого, «Красное Сормово», и был построен теплоход.

«С учетом того что компания активно инвестирует в строительство нового флота, субсидировать "Максима Горького" накладно», — заявил Константин Анисимов.

Компания планирует закрыть сделку по продаже до конца марта этого года. Сумму сделки глава МРП не называет, но издание со ссылкой на источники на рынке, сообщает о 20 млн рублей и ниже, так как главной целью владельца, по мнению экспертов, является «избавление от постоянно генерирующего убытки актива».

В администрации Нижнего Новгорода заявили, что не собирались покупать судно, а рассматривали его как одну из точек музейно-туристического проекта «По Руси с Максимом Горьким», 150-летие которого отмечается в следующем году. Но даже в этом случае речи о переходе теплохода в муниципальную собственность не шло.

Азербайджан начнет реконструкцию железной дороги до границы с Россией
Азербайджан начнет реконструкцию железной дороги до границы с Россией

Азербайджанская сторона никаких комментариев пока не дала. Для нее, по словам Анисимова, теплоход интересен в том числе как экспонат, на котором может быть создан музей морского флота, тем более что в 2018 году азербайджанское пароходство отмечает 160-летие — 21 мая 1858 года было основано Акционерное общество «Кавказ и Меркурий».

Судно «Максим Горький» имело специальное назначение и статус личного теплохода Иосифа Сталина, а строилось по проекту военно-технического отдела ОГПУ НКВД, из-за чего и получило название «яхты Сталина». Однако документальных подтверждений того, что генеральный секретарь СССР поднимался на его борт, нет. При этом его преемники и другие партийные лидеры — Лаврентий Берия, Лазарь Каганович, Анастас Микоян, Григорий Орджоникидзе, Вячеслав Молотов, Никита Хрущев, Леонид Брежнев — на нем отдыхали.

Баку попал в топ-10 городов мира с самой необычной архитектурой
Баку попал в топ-10 городов мира с самой необычной архитектурой

Свой ВИП-статус теплоход потерял в 1950-е годы, тогда он уже обслуживал делегации министерств и ведомств, рабочих и творческих коллективов, а также возил пассажиров на пляжи в Подмосковье. С 2014 года из-за высокой стоимости эксплуатации он используется только как ресторан.

Длина судна — около 69 м, а ширина — 13 м, оно вмещает 130 пассажиров, 19 членов экипажа. Теплоход мог развивать рекордную скорость свыше 30 км/ч. В 2000-х годах была проведена реставрация внутренних помещений и обшивки, были заменены двигатель и система навигации.