АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СВАДЬБА

 

Бёук нишан - «Основное или большое обручение»

Джехиз («Приданое»)

 

Свадебные торжества в Азербайджане имеют древние и богатые традиции. Если абстрагироваться от этнического разнообразия населения отдельных районов Азербайджана и некоторых присущих их обычаям ряда отличительных черт, то можно сказать, что свадебные торжества в республике весьма схожи.

Если девушка и юноша понравились друг другу и у них обоюдное желание связать судьбы узами брака, в первую очередь, молодые люди должны получить на это разрешение родителей.

Бывает, что родители парня, которого уже пора бы женить, сами присматривают сыну невесту и, если он одобряет выбор, находят общего семейного друга - он и оповещает сторону невесты о том, когда и кто придет на сватовство.

Случается, что семья девушки под разным предлогом не желает выдавать ее замуж. В этом экстренном случае родственники юноши обращаются к уважаемым, авторитетным или высокопоставленным лицам, чтобы те посодействовали в получении положительного ответа.

Кичик эльчилик - «Малое сватовство»

По народным обычаям, сначала сватать невесту отправляются две женщины - мать юноши и их близкая родственница. Если стороны  приходят к согласию, то главы семейства обговаривают дальнейшие шаги. Отец жениха вместе с уважаемыми людьми отправляется в дом невесты.

В народе про сватовство существуют разные поверья. Например, на сватовство нельзя идти затемно или нельзя пить первый хозяевами поданный чай. Обычно отец девушки сразу не дает согласия на брак после первого сватовства. «Дверь девушки - это шахская дверь, - многозначительно говорит он. - Я должен посоветоваться с дочерью и ее матерью, с близкими родственниками, после чего сообщу об окончательном решении».

Отношение девушки к сватовству определяется по тому, как она реагирует на известие: если молчит - значит, согласие получено. Но это согласие лишь на более широкое сватовство, ведь главное решение остается за семейными старшинами, аксакалами.

Эльчилик - «Сватовство»

Отец жениха приглашает на сватовство самых близких. Сестра или близкая родственница будущего жениха, встретившись с девушкой в очередной раз, убеждается в ее согласии и доводит об этом своей семье. После этого матери невесты говорят, в какой именно день к ним придут свататься. А та, в свою очередь, оповещает об этом всех домочадцев, приглашает близких родственников к себе в дом для торжественного случая. Посоветовавшись между собой и одобрив выбор, родители еще раз выясняют мнение самой девушки относительно сватовства. Ее ответ чаще всего звучит так: «Как вам будет угодно» или «Сами знаете (какое решение принять)».

В честь торжества аксакалы и соседи непременно получают приглашение. Сватов в обязательном порядке усаживают во главе стола, и рядом с ними располагаются все гости, кроме матери девушки. По традиции получается так, что будущей невесты на этом торжестве не должно быть дома: она смиренно ожидает исхода встречи, например, у подруги.

А тем временем после небольшой беседы один из сватов, подводя разговор к основной цели встречи, обращается к родственникам будущей невесты с вопросом: «Ну, каково же ваше последнее слово?». На этот вопрос после небольшой паузы-раздумья отец девушки отвечает: «Да поздравит Бог» или «Да будут счастливы молодые». Все присутствующие произносят «аминь», а новоиспеченные родственники поздравляют друг друга. Невестка, которой передают «итоги переговоров», должна появиться дома и в знак своего согласия подает всем присутствующим сладкий чай.

Кичик нишан - «Малое обручение»

Где-то через месяц после получения согласия девушки очередь за малым обручением. Родственники парня преподносят девушке обручальное кольцо, платок и сладости. В самом начале малого обручения отец жениха, его брат или же сестра одевают кольцо на палец девушки, накидывают на ее на плечи платок и предлагают невесте откусить половину конфеты, вторая половина которой должна остатся парню. После этого гости пьют шербет, угощают друг друга и веселятся, благо, повод очень хороший!

После того, как гости уходят, наступает черед веселиться у девушек. Теперь уже обрученная невеста возлагает правую руку на голову каждой незамужней девушке, тем самым желая, чтобы и она нашла себе жениха. Также существует народное поверье, по которому та из девушек, кому невеста дает примерить кольцо, будет следующей невестой. Покидая этот дом, подруги невесты берут с собой сладости - они пригодятся. Из числа гостинцев необходимо выбрать две одинаковые конфеты и перед сном положить их под подушку. По поверью, тогда во сне девушка увидит своего суженого.

###

Бёук нишан - «Основное или большое обручение»

Джехиз («Приданое»)

Свадьба в доме жениха

 

Бёук нишан - «Основное или большое обручение»

Спустя несколько месяцев после малого проводится основное (или большое) обручение. Семья жениха готовится к этому событию очень тщательно. На обручение невесте преподносят много подарков. Правда, туфли дарить нельзя. Считается, что обувь может принести неудачу. Туфли можно подарить потом.

Все расходы по проведению большого обручения ложатся на семью жениха. Среди купленных продуктов (мяса, масла, муки и других) вы не увидите лука: он символизирует горечь. В хонче - украшенных подарочных корзинах или подносах - гости за неделю до свадьбы приносят всевозможные свадебные принадлежности, например, символы семейного благополучия, наряды и бельё невесты, парфюмерию. Все подарки украшаются красной лентой. Важно, что в ответном визите, который проходит обычно через месяц, родня невесты вместе с ответными дарами возвращает эти самые подносы.

После широкого застолья невесту усаживают во главе стола. Перед ней устанавливают зеркало и зажигают свечи. Сестра жениха начинает демонстрировать гостям преподнесенные невесте подарки, и все поздравляют обрученных. Вслед за этим кто-то из хозяев открывает один из подаренных духов, и гостям предлагается подушиться.

До свадьбы к каждому празднику невесте полагается дарить подарки. Особенно интересно проходит поздравление с Навруз. В дом невесты гости приходят с подарками вечером в последний вторник или в день народного праздника. Гости приносят платье, платок (что-то из принесенных обязательно должно быть красного цвета!) и даже драгоценности. А еще - пахлаву, шекербуру, гаттаму, орехи, хурму.

Кяльмалашма - «Встреча с целью переговоров»

Старейшина семьи жениха оповещает сторону невесты о времени визита с целью переговоров. Наутро на этом меджлисе (собрании) от жениха участвуют самые близкие, как правило, мужчины. Во время встречи могут участвовать и родители подруг невесты и друзья счастливого жениха. Именно в это время обговариваются все детали и, наконец, назначается день свадьбы. 

Материальные затраты на это грандиозное событие берет на себя семья жениха. Правда, случается, что сторона невесты не требует столь больших затрат. Обсудив все и поблагодарив друг друга, будущие родственники расходятся по своим домам.

Азербайджанская свадьба

Палтарбичди - «Раскройка платья»

По традиции, накануне свадьбы в доме невесты проходит так называемый обряд «палтарбичди», в котором участие принимают только женщины. Невесте снова  приносят подарки, а в ее доме вновь устраивается веселье. Гостьи рассматривают дары, полученные от родственников, и угощаются сладостями. Затем сестра или родственница показывает всем приданое невесты, приготовленное в отцовском доме.

###

Джехиз («Приданое»)

За несколько дней до свадьбы в дом жениха приносят приданое невесты. Как правило, оно включает постельные принадлежности, личные вещи невесты и предметы домашнего обихода. Семьи, имевшие материальный достаток, заказывали мастерам по вышивке (тамбурной и золотошвейной) до 100 различных предметов для приданого. В Лагиче, где была развита обработка меди, в состав приданого включали до 60 штук медных орнаментированных чаш, мисок и т. п. Некоторые предметы приданого переходили из поколения в поколение. В Губинском районе девочки к брачному возрасту имели в качестве приданого по три-четыре ковра собственного изготовления. Приданое готовилось с таким расчетом, чтобы повседневной и праздничной одежды было достаточно на несколько лет. В ряде случаев проводилась и своеобразная «ревизия» - составлялся список, который гости скрепляли подписями. Сам список хранился у родителей невесты. На некоторые предметы повязываются красные ленты, а будущая свекровь всем украшающим преподносит подарки.

Гыз шахы («Шах девушки»)

Перед свадьбой невесте преподносят шах - свадебное украшение из ветви дерева, на котором закрепляются зеркало, свечи, парча, конфеты, фрукты. Сооружение подобного шаха требует большого мастерства.

Если близкая подруга невесты замужем, то шах выносится из дома ее мужа. В родительском доме у подруги невесты, накрывается стол, сооружается шах и собирается молодежь. Вечером, около 21:00-22:00 часов, жених со своими друзьями приходит за шахом. Во дворе дома зажигаются факелы, костры, гости танцуют и поют. Затем, взяв шах, они направляются в дом невесты, где также продолжается веселье.

Хынаяхды («Украшение хной»)

Обычай имеет глубокие корни. Девушки собираются в доме невесты, тщательно выбирают хну (очень ценится иранская хна). Ее заваривают в глиняной посуде, и получившейся кашицей окрашивают волосы невесты и наносят различные узоры на ладони и ступни ног. Считалось, что чем ярче краска, тем сильнее муж будет любить жену.

Невеста проводит рукой с обручальным кольцом над головами незамужних подруг, желая им тем самым скорейшего счастливого брака. Так же обязательно она показывает подарки жениха и свое приданое. Дает примерить свое кольцо. Та, что первой примерит, и замуж выйдет первой - такая примета. Все угощаются сладостями, веселятся. 

Пока девочки проводят хынаяхды, юношей угощают чаем. Выпив чай, в пустое блюдце они кладут немер («деньги»). Одна из девушек появляется с хной. Тогда и парни опускают свой мизинец в хну. 

Кебинкесдирме (обряд религиозного узаконивания брака)

Обычно за несколько дней до свадьбы совершается обряд религиозного узаконивания брака. Его проводит мулла - религиозный проповедник, представитель мусульманской мечети. Во время выполнения обряда присутствуют самые близкие родственники с каждой стороны, в том числе жених с невестой. Сначала мулла спрашивает у молодых согласие на брак. Получив утвердительный ответ, он рассказывает, как должны складываться отношения мужа и жены в исламе. Затем он читает суры из священного Корана и просит невесту и жениха повторять за ним. На этом обряд религиозного бракосочетания заканчивается. 

В благодарность за проведение обряда семья жениха дает мулле деньги и головку сахара (келле гэнд) весом 8 кг. После установления советской власти в Азербайджане в 1920 года регистрация брака проводится государственными органами.

Свадьба

В Азербайджане есть свои традиционные особенности проведения свадеб. Сначала празднуется так называемая ее женская часть, где жених вместе со своими родственниками забирает невесту из ее дома и они едут праздновать в ресторан. После этого торжества, на котором в основном принимают участие родственники со стороны невесты, ее возвращают домой. Расписываются, как правило, в рамках этой первой свадьбы. Через несколько дней уже отмечается мужская часть, только в этот раз преимущество на свадьбе у родственников жениха. Вечером, после окончания мероприятия, он торжественно забирает невесту к себе домой.

Раньше свадьбы, особенно в сельской местности, длились три дня - с пятницы по воскресенье, так как многочисленные торжества и обряды следовали один за другим. В наши дни в Азербайджане люди во избежание больших затрат и экономии времени стараются обходиться одной свадьбой, умещая все в мужскую часть.

Свадьба в доме невесты

С 12 часов на всю деревню раздаются звуки зурны - национального  музыкального инструмента, представляющего  из себя деревянную трубку с раструбом и несколькими отверстиями. Гости начинают собираться в доме невесты. С этого момента и начинаются празднества и веселье.

Перед тем, как подавать угощения - горячие блюда, один из близких родственников жениха должен положить деньги на один из казанов, которые накрыты сверху крышками. Эта традиция осталась с древних времен, хотя никто истинного ее значения уже и не помнит. Но отдавая дань обычаям, на некоторых свадьбах до сих пор ее повторяют. Только после этого можно открывать казаны и преподносить гостям  приготовленные блюда. По традиции невеста на своей свадьбе сидит скромно, не прикасается к еде и не танцует. Родственники жениха лишь один раз за все торжество приглашают ее выйти и потанцевать с ними, после чего она возвращается на свое место. Ближе к вечеру все гости расходятся, а в доме невесты продолжается веселье с участием ее ближайших родственников.

Свадьба в доме жениха

Жених вместе со своими родственниками едет в дом своей будущей жены, чтобы ее забрать. Под звуки азербайджанской мелодии «Вагзалы» сторона жениха входит в дом невесты. Все присутствующие на руках с хончой танцуют и поют традиционную песню:

Мы пришли за светом,

Шаль пришли мы взять.                

От жениха идем мы,

Пришли невесту забрать. 

Дверь в комнату, где находится невеста, обычно закрыта. Отец жениха должен заплатить, чтобы родственники невесты выпустили ее из комнаты. После того как невеста появляется и становится рядом с женихом, деверь перевязывает ей талию красной лентой в знак ее непорочности и как символ вечной привязанности к надежному мужу, являющемуся твердой опорой и спутником жизни. Потом он привязывает к правой руке невесты ленточкой деньги, то же самое делает ее брат, но деньги привязывает к левой руке. По традиции на голову невесте накидывают вуаль, во дворе разжигают большой костер и обводят невесту вокруг костра три раза, чтобы дом, в который она войдет, был светлым, а очаг его оставался горячим. Вслед невесте кидают  камень, чтобы дом всегда был крепким, и льют  воду, чтобы она себя чувствовала легко и светло. Как только невеста приходит к дому жениха, под ноги ей кладут тарелку, которую она разбивает ногой, переступая порог. Невесту сразу же усаживают и дают на руки маленького мальчика. По поверьям, таким образом первенцем будет мальчик. В ногах у невесты режут барана и капельки его крови  наносят на лоб невесты, что будет способствовать ее доброму отношению к мужу и поможет быстро привыкнуть к нему. Свекровь гладит невестку по волосам - это символ любви и теплого отношения к ней. 

Над головой невесты рассыпают мелочь, сладости, рис, пшеницу как символ плодородия. Когда уводят  невесту из ее дома, члены ее семьи - тетя или сестра - несут впереди зеркало, обвязанное красной лентой. Идущие рядом с невестой подруги держат в руках свечи и стаканы с рисом, опять же как символ света, счастья и плодородия. Это многовековые традиции, которые соблюдаются и сегодня. Невесту вводят в украшенную и обставленную ее мебелью комнату. Все желают ей быть счастливой, многодетной и, главное, иметь сына.

Юзячихды - «Выход в семью»

Молодой жене в первое время положено появляться перед своим свекром. Дней через 10-15 после свадьбы свекровь готовит обед, накрывает стол и приглашает всех членов семьи. Кроме молодой жены все сидят за столом. Тогда свекор сам приводит ее за стол. Затем он дарит невестке подарок и объявляет ее самым дорогим членом семьи. После этого невестка ни от кого в доме не скрывает себя.

Гялингёрду - «Визит к невесте»

Через несколько месяцев после свадьбы семья девушки оповещает семью ее мужа о том, что в определенный день хочет навестить свою дочь. Мать невесты с близкими приходит к новым родственникам в гости. Их угощают, все веселятся, а затем мать девушки преподносит подарки молодоженам.

Аягачды  -«Визит в отцовский дом»

Повидав свою дочь, мать приглашает ее и зятя к себе в гости. Эта традиция называется «аягачды». На аягачды приходят и мужчины, и женщины. Устраивают большое застолье. Родители девушки преподносят жениху и невесте подарки. В этот день дочь остается в доме отца и матери. Через один-два дня муж забирает ее к себе. После этого жена с мужем могут посещать отцовский дом в любое время.

Гонагчагырма - «Посещение родственников»

После «аягачды» жениха и невесту приглашают в гости близкие родственники обоих молодоженов. Это тоже своего рода аягачды. Приглашая молодых в гости, хозяева дарят им подарки.

###

ОБЫЧАИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОХОРОН В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

В мусульманских странах умершего обязательно нужно похоронить в день его смерти до захода солнца. Если он умер до заката, то его тело предают земле на следующий день. Отметим, что несмотря на запрет по канонам ислама проводить вскрытие тела умершего, в Азербайджане действуют морги, в которых проводится паталогоанатомическая экспертиза.

Бывает и так, что человек болен и находится при смерти. В этом случае его не оставляют одного даже на секунду. По традиции женщине не положено находиться рядом с умирающим. В таком маленьком штрихе проявляется, кстати, все уважение к женщине: ей может быть горько, страшно одной.

Когда человек умирает, его кладут лицом к югу и накрывают черной траурной материей, а на грудь кладут зеркало. Умершему складывают руки на груди, прикрывают глаза, подвязывают челюсть, распрямляют тело, связывают вместе большие пальцы ног (это делается для того, чтобы ноги покойного не разъединялись и оставались прямыми). Обычай класть зеркало на грудь распространен по всему Азербайджану. Местный народ верит, что в зеркале отражается не только внешность, но и сущность человека - душа, иными словами. Считалось, что отражение в зеркале тоже имеет душу. Кладя зеркало перед покойным, ему как бы хотят вернуть его отражение, имеющее душу, чтобы в доме не осталось его духа, который может потом навредить живым. Кстати, другие зеркала в Азербайджане на ночь тоже занавешивают. Считается, что ближе к ночи на земле царствуют демоны зла, которые могут нанести человеку вред. Их суть может отразиться в зеркале и там остаться, и тогда живой, заглянув в такое зеркало, увидит там демона и от его ужасного вида может сойти с ума.

Похороны в Азербайджане

Впрочем, на юго-западе страны обычай класть зеркало объясняется по-другому: там зеркало как бы охраняет покойного, потому что дух уже покинул тело.

Над покойным читают молитвы. Если он умер поздно и его не успели похоронить, то ночью около него зажигается светильник и рядом бодрствуют родственники - только мужчины.

После того как человек покидает наш мир, в его доме тут же собираются все: родственники, друзья и, конечно, соседи. Существует обряд оплакивания и обмывания. Если рядом есть мечеть, обмывание происходит в мечети, но это необязательно. Потом покойного одевают в белую рубаху (у женщин она длиннее), нижнюю часть обертывают отдельным куском белой материи, а сверху тело закрывают белым саваном.

Гробов у мусульман нет. На кладбище покойного несут либо на носилках, либо в деревянном открытом ящике. Несут обычно сыновья или братья умершего; если таких нет, то ближайшие родственники. В похоронной процессии женщины участия не принимают никогда. Потом, на следующий день, они могут пойти на кладбище, но не в день похорон.

###

Во время процессии мулла всю дорогу читает молитву, в которой просит Бога спасти душу умершего. Правда, так поступают, если покойному больше шести лет. Если меньше, то молитву не читают. Считается, что ребенок безгрешен, он и так будет в раю, поэтому душеспасительная молитва просто не нужна.

Тело в могилу (которая у женщин глубже) опускают самые близкие родственники; тот, кто спускается в могилу, должен быть без обуви и головного убора. Так как в мусульманских странах гробов не бывает, тело покойного бережно передают с рук на руки, как ребенка, или опускают на куске ткани. Если хоронят ребенка, то его опускают на шелковом платке - келагаи. Умершего кладут на правый бок лицом к Мекке. Весь ритуал сопровождается молитвами.

Тело в могиле сначала закрывается досками или каменными плитами, сверху кладется сено. Это делается для того, чтобы земля не просыпалась сквозь щели. Потом могила засыпается землей, причем первый ком земли бросает самый близкий родственник - старший сын или, если детей нет, брат. Он обязательно произносит по-арабски «все мы принадлежим Богу и возвратимся к нему».

В тот момент, когда могила засыпается, сын или брат умершего стоит лицом к могиле, чтобы покойный не чувствовал себя одиноким.

Похороны в Азербайджане

После того как могилу засыпали, делают холмик высотой в четыре пальца, который закрывают плоскими камнями. В голову ставят вертикальный камень. Потом, через полгода или в годовщину, вместо него ставят надгробие, тоже вертикальное, на котором может быть изображение или фотография покойного и обязательно имя и даты жизни. Не возбраняется ставить и памятник, но так обычно делают, если это мемориальное кладбище. Памятники на таком кладбище поражают своей художественной ценностью.

После похорон все, кто касался покойного, обязательно должны вымыться.

Проезжая мимо кладбища, все без исключения водители выключают в машине музыку.

###

После возвращения с похорон в доме устраиваются поминки. Приготовления для поминок делают всем двором, если они проходят в доме. Но чаще всего из-за того, что количество людей, приходящих на поминки, превышает несколько десятков человек, поминки проходят в специальных палатках.

Поминальные палатки - это отдельная тема, очень ярко характеризующая менталитет народа. Палатка для поминок напоминает огромные армейские палатки, натянутые на железный трубчатый каркас. Есть специальная служба, которая ставит такие палатки. Площадь этих палаток от 30 кв. м. Их ставят во дворах, но очень часто из-за того, что двор маленький или занят машинами, детскими площадками и прочим, палатки ставят прямо на проезжей части (за исключением центральных улиц и магистралей). Стоят эти палатки три дня - со дня похорон и до третьего дня, когда проводятся вторые поминки, согласно законам ислама. Из водителей никто никогда не возмущается, что по этой улице три дня невозможно проехать. А в условиях пробок, повсеместного строительства и обновления города это очень большое неудобство. Обычно водитель говорит «Аллах рехмет элесин» и спокойно будет искать объезд. («Аллах рехмет элесин» - это начало молитвы, эти слова можно перевести как «Пусть Господь упокоит его душу»).

На поминках в день похорон подают только чай и сладости, чаще всего поминальную халву, которая готовится и на все остальные без исключения поминальные дни, но халву не в привычном для нас виде. Поминальная халва в Азербайджане - блюдо, напоминающее помадку или густой мед. Готовится она из муки, масла и сахара. Готовят, ее, впрочем, и на многие праздники. На 40-й день, в годовщину смерти и в праздник Навруз завернутую в тонкий лаваш халву для поминания покойного раздают родственникам и соседям, а также несут на кладбище, где раздают бедным или участникам церемонии.

На поминки в день похорон людей не приглашают - приходят сами.

Поминки проводятся также и на седьмой день, а в некоторых областях и на 52-й. На всех поминках обязательно присутствует мулла, который читает молитвы.

На поминках в третий день, кроме поминальной халвы, принято подавать мясные блюда и плов. Стол может быть разнообразным, в зависимости от благосостояния семьи, но, как правило, на нем присутствует одно или два блюда.

В этот же день проходит специальный обряд очищения: постель, матрац, на котором лежал покойный, стирают в реке. Если реки нет, тогда стирают обычным способом. После стирки на матрац принято лить чистую воду, чтобы он вновь стал чистым, с энергетической точки зрения, и им можно было пользоваться.

В связи с поминками также есть один любопытный обычай. Поминки проводятся каждый четверг, вплоть до 40-го дня. Каждый может прийти в дом к умершему человеку, выразить соболезнования, выпить чая с халвой. Обильно угощать по четвергам не принято. После смерти и до 40-го дня наступает время траура для всех родственников - «йас», тот самый, во время которого женщины не носят украшений. В течение этих дней мужчины не бреются, женщины носят черную одежду и черный платок. В эти дни никто из родственников не должен устраивать праздники, справлять свадьбы, играть на музыкальных инструментах. Соседи в эти дни стараются не включать громко музыку или телевизор. В эти дни не ходят на чужие свадьбы, на какие-то увеселительные мероприятия, даже на презентации. Многие семьи придерживаются этих правил в течение года. Если молодые помолвлены, то они обязаны ждать год, чтобы пожениться, пока не закончится траур.