Впервые в Азербайджанском государственном русском драматическом театре 22 и 23 декабря пройдут гастроли российского государственного театра «Сатирикон» имени Аркадия Райкина, руководителем которого является народный артист России Константин Райкин. За день до выступления артист рассказал о родном Баку, сравнениях с отцом и юбилее своего театра.

 

— Константин Аркадьевич, как давно вы были в Баку?

— Я был здесь очень давно, можно сказать, на одну жену назад. Тогда я был женат на Алагез Салаховой. Раньше часто приезжал в Баку. Этот город для меня всегда был родным. К тому же папа тоже его очень любил, обожал бакинскую публику. Я сюда приезжал еще в составе труппы театра «Современник», потом со своими спектаклями. С тех пор город сильно изменился. Я, когда сюда приехал, к моему стыду, просто не узнал его.

Долма
Азербайджанскую долму включили в список культурного наследия UNESСO

— В этом году вашему театру «Сатирикон» исполняется 80 лет. Как бы вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в театре?

— Мы 30 лет работали в одном и том же здании, но сейчас его коренным образом ремонтируют, то есть заново строят. Мы уже два года там не работаем. Нам приходится играть в разных местах, а это очень сложно. Здание будет готово в 2019 году.

— Чем «Сатирикон» отличается от других театров?

— Это сложный вопрос. Мы, безусловно, отличаемся. Я в этом театре являюсь лидером. Это не похвала себе, просто констатация факта. Более того, я 40 с лишним лет преподаю. Практически все артисты этого театра в прошлом мои ученики. Мы отличаемся определенным взглядом на театральное дело, творчество. В основном работаем с классикой, драматургией высшего уровня прошлых веков и современников.

© М. Оруджев, Sputnik Азербайджан
Константин Райкин в Баку

— Что интересно сегодняшнему зрителю?

— Зритель, который ходит в театр, хочет увидеть что-то про свою жизнь, поэтому я всегда классику трактую. Мы находим в ней мотивы, мысли, которые касаются современной публики. Вообще мне кажется, что искусство нужно для того, чтобы делать жизнь ощутимой.

— Вы считаете себя успешным человеком?

— У меня совершенно другие ценности. Успех имеет значение, потому что театр, как вид искусства, связан с реакцией публики. Однако я не могу сказать, что успешный, потому что есть люди успешнее меня, и это меня никак не мучает и не тяготит. У каждого своя дорога. Успех — важный критерий, но не самый главный.

Мне кажется, что есть такие интересные вещи, глубины, высоты нашего дела, которые не связаны с понятием «слава». Есть масса примеров в истории искусства и культуры, когда люди гениально одаренные, великие мастера не имели успеха, а очень дешевые и гораздо менее талантливые актеры, певцы обретали огромную популярность и славу. Я считаю, что для взрослого человека существуют другие ценности.

Режиссер документального фильма «Свет за окном» Олег Шоммер, одна из героинь Александра Абыденнова и вице-президент Фонда Гейдара Алиева Лейла Алиева, посол Азербайджана в России Полад Бюлбюль Оглы (справа налево) на презентации картины в Москве
Лейла Алиева представила «Свет за окном» в Москве

— А что является лично для вас критерием успеха: внутренняя удовлетворенность, мнение коллег или отзывы зрителей?

— Для меня важно то, что я сам считаю нужным, но это складывается не только из моего внутреннего мира, а из реакции зрительного зала. Это очень важный параметр для театра.

— А мнение отца всегда было для вас важно?

— Нет, не всегда.

— Почему?

— Потому что он меня очень любил и как артиста. Он был не строгим по отношению ко мне. Он был всегда именно папой. Я видел, как он был под впечатлением от некоторых моих работ, но я всегда старался разделять его родственную связь со мной и объективность. У меня были учителя гораздо строже. В моей жизни есть люди, мнению которых я прислушивался и прислушиваюсь очень внимательно.

© М. Оруджев, Sputnik Азербайджан
Константин Райкин в Баку

— В большинстве случаев людей продолжающих путь отца или матери часто сравнивают с родителями. Как вы относитесь к такому сравнению?

Пианист и композитор Фархад Бадалбейли на концерте в Концертном зале имени П.И. Чайковского в Москве. 27 декабря знаменитому азербайджанскому пианисту и композитору Фархаду Бадалбейли исполнится 70 лет.
«Оружие — не танки». Пианист Фархад Бадалбейли дал концерт в Москве
— Я отношусь к нему плохо. Не надо сравнивать. Я не люблю такого рода закономерности, типа природа отдыхает на детях великих людей или же наоборот. Представляете, сколько раз я это слышал в свой адрес, и каждый думал, что он первый, кто это сказал. На самом деле, мы знаем огромное количество фамилий и династий в искусстве, где талант не уходит и не уходит, то есть от детей переходит к внукам и правнукам и так далее. Таких примеров очень много. В моей семье все актеры. У меня и жена, и дочка не только работают в театре, но и еще преподают. Мне нравится, как они это делают. Они мне помогают. Вообще хорошо, когда в семье все актеры. Это не просто профессия, а образ жизни. Если муж — актер, а жена нет, то ей предстоит очень трудная жизнь, потому что она не сможет его понять.

— Но ведь говорят, что людям одной профессии, наоборот, тяжело жить вместе, потому что между женой и мужем начинается соперничество.

— У нас нет конкуренции, потому что в моей семье есть взаимное уважение. У моих родителей также была прекрасная семья. Мы очень любили друг друга. Может, это связано с тем, что мы нечасто виделись, даже редко и не успевали надоедать. У каждого было свое театральное дело, мы играли в разных театрах.

Я с папой работал вместе только последние шесть лет его жизни. Из-за того, что редко пересекались, скучали друг по другу. Наши встречи для меня были драгоценными. Моя же семья работает вместе со мной в одном театре и театральном институте. Мы немного шумные, я бы сказал настоящая итальянская семья, но это здоровый шум, потому что очень любим друг друга и помогаем.

Поющий пастух Парвин Сафаров покорил шоу «O Ses Türkıye» («Голос») в Турции
Поющий пастух из Азербайджана покорил шоу «Голос» в Турции (ВИДЕО)

— Намерены ли и в Москве отметить юбилей театра «Сатирикон»?

— Наверное, как-то отметим. Я не очень юбилейный человек. Не склонен ощущать пафос момента. Мне все время приходится быть на беговой дорожке, иначе тебя обгонят. У нас ведь тоже свое соревнование с другими коллективами за зрителя. В Москве театров очень много, и каждый тянет публику в свою сторону, поэтому надо быть конкурентоспособным. Одним словом, сильно «юбилействовать» не собираюсь.

Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан