- Добрый день, Динара. Завтра вы исполните одну из главных ролей в опере Джузеппе Верди «Травиата». Мне всегда было интересно, не устают ли оперные певцы от своих ролей? И вообще, как часто в репертуаре появляются новые роли?

- Устать от такой партии, как Виолетта в «Травиате» Верди, по-моему, невозможно - настолько это многоплановая и яркая роль. За ту пару часов, что длится опера, героиня полностью меняется, превращается в совершенно иного человека. Ради любви Виолетта отреклась от всего, от благополучия и вполне успешной жизни. Показать ту трансформацию, которая с ней произошла, прожить и прочувствовать на сцене ее страстную судьбу - это мечта любого артиста. Практически все сопрано стремятся спеть эту партию, ведь она позволяет в самой полной мере реализоваться артистически.

Если говорить вообще о репертуаре, о его обновлении, то это обусловлено множеством условностей, царящих в оперном театре. Ведь музыкальный театр - это гораздо более сложный и многосоставный организм, чем театр драматический. Для оперного спектакля необходимо задействовать не только артистов и сценографов-постановщиков (как в драматических спектаклях), но и оркестр, хор, балет, ведь в большинстве опер есть важные и большие балетные сцены... И в этом огромном целом одной из важнейших частей является солист-певец, но он должен не только артистично сыграть свою роль и преодолеть все вокальные технические сложности, но и соответствовать исполняемой партии по своим данным, по особенностям тембра и по характеру своего голоса.

- Насколько загружен график оперного певца?

- У меня времени скучать не остается! Недавно, помимо текущего репертуара в Большом, спела в новой постановке знаменитого певца и режиссера Роландо Вильясона в одном из самых престижных театров Европы - в Немецкой опере в Берлине. В Большом случаются периоды очень интенсивной работы. И это не только оперные постановки с длительными периодами подготовки, это еще и сольные концерты и различные проекты, в которых я постоянно принимаю участие. Выступления зачастую следуют одно за другим и не всегда в одном городе и даже не в одной стране. Случается так, что после выступления в Большом буквально на следующий день мне приходится улетать куда-нибудь в Германию или Австрию, чтобы спеть в другом спектакле и через пару дней снова возвращаться обратно. Но несмотря ни на что я счастлива, что могу заниматься любимым делом.

0

- Вы пели во многих оперных театрах мира? Чем они отличаются друг от друга и есть ли у вас фаворит?

- Я всегда мечтала петь на сцене Большого театра, и для меня большое счастье, что эта мечта сбылась. Но говорить о фаворите мне, думаю, рановато - я не так много оперных сцен еще узнала. Было прекрасно петь в таких «намоленных» театрах с богатой историей, как Венская государственная опера, мюнхенская Баварская опера. Проверку строгим немецким зрителем я прошла и в Немецкой опере в Берлине. Но мне мечтается и дальше - я хотела бы спеть в оперной Мекке - в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, ступить на сцену легендарного лондонского «Ковент-Гарден»...

- Что бы вы посоветовали начинающему исполнителю? Как сделать первые шаги? В какой стране лучше получить образование?

- В овладении искусством оперного пения очень важен педагог. Взгляд со стороны важен и для уже сложившихся певцов, но для начинающих - особенно. А так как голос очень хрупкий инструмент, перетрудить и практически потерять голосовой аппарат довольно легко, - важно, чтобы педагог был мудрым и осторожным наставником. Певец должен творчески расти, осваивать новые партии, но это ни в коем случае не должно вредить голосу, форсировать его. Российская оперная школа всегда очень высоко котировалась в мире. Ведь посмотрите, наши певцы поют на лучших сценах мира, их имена на афишах крупнейших театров.

Возможно, какое-то время назад вопрос стажировок на Западе был актуален - благодаря такому обучению певцам легче было начать карьеру за рубежом. Но сейчас мир слишком взаимосвязан, проблему контактов с импресарио решают многочисленные мастер-классы, конкурсы, прослушивания. И моя карьера когда-то началась с напутствия Монсеррат Кабалье, которое она дала мне на своем мастер-классе в Баку. Именно ее высокая оценка стала импульсом к моему приглашению в Азербайджанскую государственную оперу. А затем важным шагом на пути в Большой театр стали занятия с Еленой Образцовой. Так что молодым певцам желаю хороших педагогов!

0

- Что такое «современная опера»? Пишут ли в наше время композиторы оперу на современные произведения или она может быть только классической?

- Конечно, пишут. Вот недавно большой резонанс в музыкальном мире вызвала премьера «оперного сериала» «Сверлийцы» - это несколько опер, написанных наиболее авторитетными московскими композиторами. Насколько я знаю, это довольно авангардный материал, некая оперная мистерия с совершенно невероятными звучаниями, очень необычным сценическим воплощением.... Много обсуждений вызвали и «Дети Розенталя» Л.Десятникова, поставленные в Большом. Несмотря на свою необычность, все это - оперы, и таких экспериментальных, современных опер сейчас создается все больше.

Крупнейший композитор-авангардист ХХ века, гуру мирового музыкального авангарда Карлхайнц Штокхаузен писал монументальные оперы, продолжающие эстетику грандиозных оперных драм Вагнера. Так что оперное искусство развивается в ногу со временем. Но, заметьте, ведь и в прошлом композиторы писали оперы по заказу. Тот или иной театр заказывал Моцарту, Верди или Пуччини оперу, затем с дирекцией театра согласовывался сюжет, типы героев, даже примерный исполнительский состав. И только потом композитор садился писать. Так и теперь: никто из композиторов не будет делать огромный труд, который представляет собой оперная партитура, в стол. Но заказов на новые оперы, конечно, мало.

Ведь современная музыка - это уже не отдых, которым становятся оперные спектакли на музыку классиков. Авангардные оперы и даже академический авангард ХХ века, Берг, Шостакович, Лютославский, Берлиоз - оперы этих композиторов требуют от слушателей немалой работы ума, интеллектуальной подготовки. Согласитесь, редкие зрители этого ищут. Вот и объяснение тому, что современная опера - раритет. Впрочем, все современное искусство называют элитарным...

- Как часто вы выступаете в Азербайджане? Насколько в нашей стране популярна опера?

- Планирую посетить Баку в ближайшее время в рамках своего фестиваля. Я стараюсь выступать на родине, как только это удается. И вообще всегда стремлюсь в Баку, я человек южный - люблю солнце, море...

Азербайджан всегда славился своими голосами, и оперная школа в Баку всегда была замечательной. Сейчас оперный театр на подъеме, заметен творческий рост во всем - в качестве постановок, в работах певцов. Видно, что оперное искусство играет заметную роль в искусстве страны.

0

- Азербайджан всегда был родиной музыкантов, наши исполнители во все века славились прекрасными вокальными данными. Однако в последние десятилетия мы видим на экранах все меньше профессионалов и все больше дешевой попсы. Как вы думаете, с чем это связано? Неужели молодежь потеряла музыкальный вкус?

- Дело не во вкусе молодежи, а в общем уровне культуры. Вкус надо воспитывать. И если бы молодежь впитывала звучание трансляций оперных спектаклей, то многие потеряли бы интерес к массовой музыке, а у остальных она не стала бы таким повальным увлечением. Проблема не в молодых, а в том, что их никто не воспитывает и не учит. Для постижения красоты и величия оперного искусства необходимы знания, образование, хотя бы на уровне развивающих занятий музыкой. Но этого становится все меньше. Поэтому простые, элементарные ритмы и звучания становятся для большинства музыкой. Хотя это как алфавит, это даже не чтение по слогам, а отдельные буквы. И вот такая музыка из буковок заменяет уже нескольким поколениям настоящее чтение романов, которыми являются оперы и симфонии. Но читать надо учиться, так же надо учиться понимать красоту великих оперных шедевров.

- Есть ли у оперы национальность? Сложно ли азербайджанке добиться известности за рубежом?

- В нынешнем глобальном мире национальность артиста, по-моему, не оказывает влияния на творческий успех. Нынешнее оперное искусство интернационально. В любом оперном театре мира самый разнообразный по национальности состав исполнителей. К тому же сейчас неважно, на каком языке ты разговариваешь. Ведь большинство опер исполняется на языке оригинала.

А вот национальность оперы, конечно, определенна. Родиной оперы является Италия, и опер на итальянском языке больше - просто потому, что сначала вообще все оперы писались только на итальянском (и одним из первых, кто начал писать оперы на родном языке, был Моцарт). А затем, в романтическую эпоху, именно в Италии появилась целая плеяда композиторов, создавших невероятное число оперных шедевров, - Россини, Доницетти, Верди, Пуччини... Эти великие итальянцы принесли оперному жанру повсеместную славу. И уже вслед за Италией стали развиваться направления национальных оперных стилей в других музыкальных школах.

В XIX столетии наравне с итальянской оперой царила французская, в конце этого века достигло расцвета русское оперное искусство. Николай Андреевич Римский-Корсаков написал два десятка опер - это вполне сравнимо с Верди! А немецкая опера дала миру Рихарда Вагнера, который создал такие музыкальные миры, которые по сей день вдохновляют самых радикальных авангардистов. И уже сегодня своя история оперного жанра есть в каждой композиторской школе - американской, английской, польской, финской... Так что теперь оперный жанр, имеющий итальянские корни, стал принадлежать всему миру.

0

- Над какими проектами работаете в настоящее время?

- В октябре стартует мой фестиваль «Опера Арт». Фестиваль начнется 4 октября концертным исполнением оперы Чайковского «Иоланта» в Большом зале консерватории. В октябре запланирована еще серия концертов, в том числе и концерт, посвященный дню рождения Джузеппе Верди. С Чарльзом Кастроново мы планируем сделать концерт из сарсуэл, затем - Пуччиниевский гала с Даниэлем Ореном. Намечается поездка в Пекин - партия в постановке оперы Дворжака «Русалка», также в оперном театре в Тель-Авиве спою Леонору в «Трубадуре» Верди с выдающимся дирижером современности Даниэлем Ореном. И еще в Брюсселе с Михаилом Татарниковым исполню партию Тамары в «Демоне». Планов, конечно, еще очень много - до 2018 года все расписано.

- В чем секрет вашего успеха?

Секрет - он на то и секрет, чтобы его никому не рассказывать! Ну а если серьезно, то никакого особого секрета нет. Просто надо работать, не оглядываясь ни на кого, двигаться вперед и быть самоотверженной в своем деле. Мне родные часто советуют отдохнуть, оставить разучивание той или иной партии: мол, пройдет время, придет осознание, как и что надо сделать. Но я так не могу. Я снова и снова пропеваю, проигрываю материал, учу, репетирую...

Мне кажется, необходима некая здоровая одержимость всем, кто связал себя с искусством. Без одержимости музыкой, сценой, своим служением искусству мало что выйдет. Вот в этом умении относиться к делу с полной самоотдачей, порой даже с самоотречением - секрет любого успеха. Правда, в опере к этому нужно добавить еще очень многое. К самоотдаче добавить талант, голос и удачу. Смешав такой многосоставный коктейль, вы и получите успех в оперном искусстве.


Беседовала Нилуфер Шихлы