Одно- или двусторонние архалуки шились из шелка, кашемира, атласа, сукна и других видов ткани. Габа – мужская верхняя наплечная одежда, шилась в основном из сукна. Чуха – покрытая узором шуба без пуговиц, изнанка которой сшита из шерстяной овечьей шкуры. В комплект национальной одежды входили различные виды головных уборов и обуви. Также в этот комплект входят ювелирные изделия, изготовленные местными ювелирами. Женские ювелирные украшения соответственно их назначению делятся на головные, шейные, нагрудные, запястные и набедренные. Самые простые элементы орнамента – сплошную и пунктирную линию, зигзаги, круги, треугольники, мелкие ромбы, точечные орнаменты (III тысячелетие до н.э. в Азербайджане) – можно встретить на фаянсовой посуде раннего бронзового века. Это является аналогом древнего искусства нанесения узоров азербайджанского народа. Множество интересных фактов развития искусства в Азербайджане сообщают посетившие Азербайджан в разное время многочисленные купцы, путешественники и дипломаты. Итальянский путешественник Марко Поло (XIII век) отмечает красоту шелковых изделий Шемахи и Барды.

Английский путешественник и купец Антони Дженкинсон (XVI век), описывая красоту летней резиденции, пишет следующее: «Король восседал в шатре, богато разукрашенном шелком и золотом, одежда его была покрыта жемчугом и драгоценными камнями». В конце XIX-начале ХХ века для узорной росписи использовались канаус, дарайи (тонкая шелковая ткань) и бархат местного производства. Изготовлялась она в Шемахе, Басгале, Гяндже, Шеки, Шуше и других городах Азербайджана. Для создания узоров использовались шелковые, шерстяные нитки, а также штампованные значки (металлические дощечки) местного производства. Для окраски использовались растительные красильные материалы. Разукрашенные узорами изделия отличались богатством и пестротой орнаментальных мотивов.

###

Самыми излюбленными мотивами азербайджанских узоров являются изображения розы, нарцисса, гвоздики, мака, лилии, а также цветки различных фруктовых деревьев (гранат, айва, алыча) и колосья и лепестки различной формы. Геометрические узоры украшений состояли из изображений сплошных и пунктирных линий, зигзагов, треугольников, четырехугольников, цветовидных узоров шести- и восьмиконечной формы, мелких ромбов, звезд, символического изображения солнца. Также излюбленным изображением в узорах являлись образы птиц - соловей, павлин, голубь, попугай, удод, ворон, фазан, перепелка, куропатка и так далее. Часто встречались парные образы птиц, что являлось самым древним и любимым орнаментальным мотивом. Обычно изображали любящих друг друга, а также подравшихся птиц (как символы любви и разлуки). Фауна в узорах также была представлена изображениями газелей, черепах, змей, драконов, лошадей. В узорах можно встретить бытовые предметы - графины для нектара роз, сундучки для расчесок, стеклянную тару для косметики, кувшины и так далее. Самыми известными и широко распространенными видами вышивки в азербайджанском быту являются золотая вышивка, плотноузорная вышивка, тамбурная вышивка, «птичий глаз» в технике, вышивка яркими украшениями, вышивка бисером, вышивка печатным браслетом, вышивка строчением, аппликация, спиралевидная вышивка и работа на филе.  Одним из самых широко распространенных видов вышивки является «птичий глаз», вышивается белой или черной шелковой нитью. Вышивка строчением встречается в пошиве тюбетеек, шабкулов (ночных шапок), ковриков для намаза, а также при украшении шерстяной одежды. Она шилась обычной и водяной ниткой, под подкладку изделия помещали тонкий слой шерсти или хлопка. Вышивка жемчугом или бисером вызывает большой интерес. Ее издавна использовали для украшения костюмов, бытовых предметов. Вышивка яркими украшениями - это вышивка украшений цветными нитками по контурам рисунка на ткани. Аппликация и спиралевидная вышивка являются относительно молодыми элементами. Редко встречаемые работа на филе и мерейка (сетевая вышивка каймы) распространились позднее и не имеют широкого применения. Этот вид рукоделия более характерен для украшения салфеток, полотенец и платков.

###

На сегодняшний день во многих городах Азербайджана сохранены древние школы в области вышивки, плоды рукоделия мастеров Азербайджана являются украшением международных выставок и музеев. Самым древним видом вышивки является золотая вышивка. Для основы использовалась крепкая ткань. Лучшим материалом являлся однотонный бархат красного, кизилового, фиолетового или зеленого цветов. Также в разных тонах вышивались тонкое сукно, парча, тирма, атлас и сафьяновая кожа. Для золотой вышивки использовались золотые или серебряные нитки. Чаще всего золотая вышивка использовалась для украшения верхней женской одежды, головных уборов, домашних бытовых предметов, украшений для лошадей и более мелких изделий. По традиции в приданом невесты присутствовали предметы бытового предназначения, вышитые золотыми нитками.

Среди узоров, вышитых разноцветными нитками, самое широкое распространение имела тамбурная вышивка. В XIX веке центром изготовления тамбурной вышивки являлся город Шеки. Основную роль в тамбурной вышивке играл местный или привезенный тонкий бархат или сукно красного, черного или темно-синего цветов. Сложный и странный, красивый узор вышивался шелковыми нитками на темном фоне. Многие мужчины проявили неординарное мастерство в этой области прикладного искусства. На ткани, натянутой на станке, мастер сначала вышивал контуры рисунка и затем заполнял весь его объем. Игла для тамбурной вышивки называлась гармач. Тамбурной вышивкой обычно украшались женская одежда, большие наволочки подушек, банные ковры, покрывала.