Курбан-Байрам является кульминацией одного из важнейших предписаний Ислама - хаджа - паломничества в Мекку и её окрестности, где расположены великие исламские святыни. 

Каждый год 10 числа месяца зуль-хиджжа по исламскому календарю хиджра (лунный календарь) мусульмане всего мира отмечают самое значительное религиозное событие года - Праздник жертвоприношения - Ид-аль-адха, - который на языках многих мусульманских народов России и стран СНГ принято называть Курбан-байрам. Продолжается праздник 3 дня. В этот период следует как можно больше совершать добрых дел, радовать родных, близких, знакомых, а также незнакомцев.

История жертвоприношения:

Обряд жертвоприношения связан с именем пророка Ибрахима (мир ему), занимающего особое место в истории Ислама. Пророк Ибрахим всегда демонстрировал безграничное доверие и любовь к Аллаху, готовность выполнить любое Его повеление. Серьёзным испытанием, проверкой преданности пророка Милостивому Аллаху стала история с его долгожданным первенцем - Исмаилем. Ибрахим (мир ему), достигнув преклонного возраста, но ещё не имея детей, воззвал, обратился с мольбой: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аят 100). Приняв молитву Ибрахима, Всевышний одарил его сыном, которого назвали Исмаилем. Прошли годы. Сын Ибрахима (мир ему) Исмаиль достиг возраста, когда уже мог стать опорой и поддержкой своему отцу. Но Всевышний подверг пророка Ибрахима серьёзному испытанию. 

Однажды Ибрахим увидел сон, в котором он приносил Исмаиля в жертву Аллаху. Из этого сновидения Ибрахим понял: Всевышний требует от него пожертвовать самым дорогим, самым долгожданным и близким его сердцу - своим сыном. Пророк сказал Исмаилю: «Сын мой! Я видел во сне, что закалываю тебя в жертву. Что ты думаешь об этом?» В ответ Исмаиль (мир ему) сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдёшь меня одним из терпеливых». Пророк «уложил его на бок» и готовился поднять нож на собственного сына. Но Аллах воззвал к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаём творящим добро. Это и есть явное испытание. Мы выкупили его жертвой» (сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аяты 102-107) - барашком. Так Аллах вознаградил добродетельного пророка.

Тогда Ибрахим (мир ему) принёс в жертву овцу. 

Это испытание дает понять людям, что Аллах, Господь миров, не нуждается ни в чьей жертве, более того - не желает смерти человека, его крови. Таким образом Курбан-Байрам символизирует всемогущество и милосердие Всевышнего творца и истинность Его учения, ниспосланного в Откровении Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует).

Этот случай, произошедший недалеко от Мекки, лег в основу обряда жертвоприношения как одного из важнейших предписаний Ислама. Со времён Ибрахима (мир ему) верующие следуют этому предписанию и стараются призвать друг друга к милосердию, состраданию, великодушию и щедрости, вспоминая доброту Всевышнего и повеление Его не проливать человеческую кровь.

Как и в других мусульманских странах, праздновать день жертвоприношения в Азербайджане начинают ранним утром. На рассвете мусульмане Баку идут в самую крупную мечеть «Тезе Пир» на утреннюю молитву. Перед походом в мечеть необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. В мечети возносятся праздничные молитвы: мусульмане просят Всевышнего о здоровье, мире и благополучии.

Перед молитвой не рекомендуется есть. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой. Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь. По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. После обеда улицы пустуют.

Вернувшись с кладбища, люди приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить Богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное. Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Согласно традиции, одну треть барашка раздают неимущим, вторую треть используют для угощения гостей и друзей и только третью часть оставляют для семейных нужд.

Таким образом, принесенная жертва не только способствует духовному очищению человека, но и обеспечивает на некоторое время пропитание бедных людей. По возможности люди в этот день раздают милостыню. В Азербайджане многие возят мясо жертвенных животных в детские дома, интернаты, дома престарелых.

После семейного ужина за богатым праздничным столом верующие возвращаются в мечети, чтобы совершить последний праздничный намаз.

Также во избежание всевозможных несчастий и болезней устраивают ритуальное угощение - садака. Близким, друзьям и родственникам в дни праздника дарят подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.